понедельник, 6 апреля 2009 г.

Притча... И, мне думается, что ее нужно толковать расширительно...

Оскорбление
(Притча от Владимира Танцюры)


Как-то Учитель с Учеником шли просёлочной дорогой. Видят -- навстречу
им идёт, чертыхаясь человек, весь взбудораженный, чуть не плачет.

-- Что случилось, друг мой? -- спрашивает Учитель.

-- Да меня только что какой-то негодяй оскорбил последними словами и,
причём, зазря! Что я ему такого сделал?

-- Он не мог тебя оскорбить, -- ответил Учитель.

-- Как же не мог, если оскорбил! -- Удивился прохожий. -- Ты ведь его
даже не знаешь, да и меня видишь впервые. Как ты можешь такое
утверждать?

Учитель отошёл на несколько шагов, высматривая что-то на земле, потом
нагнулся, поднял что-то и подошёл к человеку, протянув найденное в
зажатом кулаке:

-- Возьми, это тебе обязательно поможет.

Тот машинально взял предложенное, но, увидев, что это жук, испугался
и выбросил насекомое:

-- Что это значит? -- возмутился прохожий.

-- Извини, друг, я не хотел тебя испугать. Но вот у моего Ученика
точно есть то, что тебе нужно.

И, обратившись к Ученику, сказал:

-- Дай этому достойному господину то, что мы нашли, когда отдыхали в
саду.

-- Что это? -- насторожился прохожий. -- Если ещё какая-то гадость, я не
возьму!

Ученик развязал котомку и достал яблоко. Прохожий озадаченно
посмотрел на красивый и сочный плод и, убедившись, что никакого
подвоха нет, поблагодарил, но брать не стал.

-- Почему же ты не берёшь? -- поинтересовался Учитель. -- А жука взял!

-- Жука я взял непроизвольно. Я ведь не знал, что ты мне даёшь! А
яблоко мне просто не нужно.

-- Вот так и в жизни: часто мы принимаем то, что нам не нужно и даже
противно просто так, не задумываясь. Нам дают -- мы берём. Но между
<<давать>> и <<дать>> есть существенная разница. Я могу что-то тебе
давать, но пока ты это не примешь, моё действие останется не
совершённым: я даю -- ты не берёшь. Но если я тебе даю, и ты это
принимаешь -- моё действие становится совершённым: я дал -- ты взял. Я
не могу тебе дать что-то, пока ты это <<что-то>> не примешь! Я могу
давать, но <<дать>> -- это действие, зависящее от нас обоих -- в равной
мере. Если кто-то оскорбляет тебя, ты имеешь выбор: принять его
оскорбления (чаще всего мы это делаем, не задумываясь) и обидеться,
либо просто не принимать их, осознавая, что это тебе не нужно. Вот
почему я и сказал, что тот человек не мог тебя оскорбить -- он тебя
оскорблял, но ты <<помог>> ему оскорбить себя, приняв обидные слова!


---
Постоянная ссылка на притчу http://pritchi.ru/id_2873

Комментариев нет:

Отправить комментарий