понедельник, 26 октября 2009 г.

Может быть, это будет, кому-нибудь интересно...

ИНТЕРВЬЮ
Шамиля Аляутдинова для информационного агентства
“Азия Плюс” (Таджикистан) [1]



Вопрос 1. Каковы ваши впечатления от симпозиума, от встреч с таджикскими коллегами?

Ответ. Впечатления самые теплые и добрые. Люди стараются как понять современные проблемы, так и решать их.


Вопрос 2. Кто для вас Абу Ханифа? Как бы вы могли его охарактеризовать как человека, религиозного и общественного деятеля?

Ответ. В религиозной практике я следую ханафитскому мазхабу, а потому могу сказать, что он является одним из моих учителей.

Как богослов он был очень умен, многосторонне грамотен и смел.


Вопрос 3. Из биографии имама Абу Ханифы и других его современников складывается впечатление, что тогда, в средние века, мусульманская интеллигенция была принципиальная и смелая. Зачастую она, оставаясь при своем мнении, рисковала жизнью, но не меняла убеждений. И именно такая интеллигенция вела народ за собой. Сейчас, кажется, все наоборот: мусульманская интеллигенция потеряла свою принципиальность – она либо идет на поводу у властей, либо навстречу экстремистам. В любом случае она обслуживает интересы тех или иных групп...

Ответ. Не соглашусь, что тогда было именно так, а сегодня иначе. Все зависит от человека, от той среды, которая его воспитала, и от тех теоретических знаний, которые он приобрел. Люди все разные вне времени и народов, причем если человек развивается (интеллектуально, духовно и физически), то постоянно меняется. Важно – в какую сторону. Главное, чтобы индивидуум, а особенно если он богослов (по образованию и своей профессиональной деятельности), ни при каких обстоятельствах не впадал в крайности.


Вопрос 4. В последнее время в наших странах все большее распространение получают нетрадиционные течения, в том числе салафиты, ваххабиты, тахрировцы и т.д. Насколько идеи Абу Ханифы сегодня могут объединить население стран, где этот мазхаб традиционно распространен?

Ответ. Проблему радикализации общества или молодежи не решить одним росчерком пера или переводом труда, например, Абу Ханифы. Если касаться разрешения данной проблемы в контексте наследия Абу Ханифы, то первым шагом считаю изучение его трудов, анализ и перевод отдельных работ в контексте мусульманского богословия вообще и современности в частности.


Вопрос 5. В Республике Таджикистан было принято решение о признании мазхаба Абу Ханифы официальным мазхабом. Насколько нам известно, некоторые исламские лидеры России приветствовали это решение и призвали власти субъектов Российской Федерации с преимущественно исламским населением последовать примеру Таджикистана. Насколько это реально?

Ответ. Мусульманские народы России испокон веков практикуют два мазхаба – шафиитский и ханафитский. Что касается современных демократических ценностей, то они соответствуют мусульманскому духу плюрализма. А потому, думаю, не стоит законодательно исключать практику ханбалитского или маликитского мазхабов. Проблема не в том, кто в религиозной практике следует какому мазхабу, а в том, что за последнее столетие в мире появились течения, которые под знаменем религии, неважно какой, пропагандируют неприязнь к непохожим на них. Всячески препятствовать распространению подобных сект, считаю, является одной из приоритетных задач людей, занимающихся вопросами безопасности общества.


Вопрос 6. Как вы думаете, в какой стране региона общество сейчас является наиболее религиозным? Как считаете, с чем это связано?

Ответ. Полагаю, что динамика развития духовных ценностей на постсоветском пространстве примерно одинакова. Если и есть уходящие вперед в этом вопросе, то там, где правительство беспокоится не только о том, как сохранить власть и накормить своих граждан, но и о будущем общества: когда люди понимают – зачем живут, для чего и стараются быть лучшими[2].


Вопрос 7. Вы кажетесь образцом современного мусульманина. Будучи авторитетным духовным деятелем, имеете успехи и в светской жизни... На встрече вы не раз подчеркивали, что жизнь мирская для вас очень интересна. В то время как у нас духовенство призывает не поддаваться красотам этой жизни, иначе забудешь о мире вечном...

Ответ. Ислам призывает стремиться к достижению счастья в обоих мирах – в земном и вечном. Например, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: “Лучшие из вас – это те, кто не оставляет вечное ради мирского, а также мирское ради вечного [умеют уловить и выстроить гармонию между ними в соответствии с существующими обстоятельствами и тщательным анализом их в контексте мирской и вечной перспектив]…”[3].


Вопрос 8. На встрече с вами обсуждалось много вопросов, в том числе был вопрос о том, как мусульманам достичь глобального мышления, чтобы не отставать от своих недругов. В ответ вы рекомендовали такие книги, как “Достижение максимума” Б. Трейси и “Бизнес – это психология” М. Мелия. То есть неисламскую литературу. Неужели нам трудно найти ответы в самом Исламе?

Ответ. Прямое отношение к Исламу имеют и эти книги, наравне со всем тем позитивным интеллектуальным и духовным развитием, которое происходит в обществе. В мусульманском богословии есть следующее высказывание: “Мудрость – это то, в поиске чего верующий человек находится постоянно, и где бы он ее ни нашел, – берет”[4].

Действительно есть ответы на все вопросы, но нужно уметь найти их и уместно, а также квалифицированно применить. В этом нам помогает развитие человеческой мысли, к какой бы области оно ни относилось.

Также в Священном Коране сказано: “Призывай [словами, но в первую очередь – показывая на собственном примере, своими успехами, делами и поступками] к пути Господа (1) с мудростью [что в немалой степени приобретается через прогрызание гранита науки и умение проецировать полученные знания на собственную жизнь] и (2) хорошим увещеванием [что требует также немало усилий: словарный запас, основы риторики и психологии, спокойствие души, сдержанность эмоций]. (3) [Если доказываешь что-то, то] убеждай тем, что наилучше [имея эрудированность в данном вопросе, логическое мышление, умение слушать и слышать другую сторону, но чаще лучше промолчать и оставить собеседника наедине с ранее сказанным тобою]. Воистину, Господь лучше всех осведомлен о том, кто потерял путь, и о том, кто идет в верном направлении. [Не делай поспешных выводов, говоря о вере или праведности других, не принижай их достоинства. Твое дело – изложить информацию, донести ее и показать практику применения]” (Св. Коран, 16:125).


Вопрос 9. У вас есть интернет-сайт www.umma.ru. В данном случае под уммой вы подразумеваете весь исламский мир или только российскую часть мусульман?

Ответ. Выбор названия не был связан с тем, на кого мы вещаем, а подразумевалась ассоциация с мусульманской культурой и делался акцент на легкость запоминания.


Вопрос 10. Приходилось ли вам сталкиваться с проблемами трудовых мигрантов из стран Центральной Азии?

Ответ. Являясь последние 12 лет имамом (руководителем и проповедником) одной из московских мечетей, приходилось встречать большое количество людей самых разных национальностей. Любой верующий имеет обязанность пред Богом помогать оказавшемуся в трудном положении, тем более если он издалека, а мечеть – это, в первую очередь, помощь в сохранении морального и психологического равновесия, несмотря на тяготы жизни и ее изменчивость. Думаю, проповеди и лекции, проводимые в нашей мечети, помогают людям преодолевать даже то, что на первый взгляд кажется непреодолимым.


Вопрос 11. Как бы вы охарактеризовали “свободу воли” в Исламе?

Ответ.Господь миров в Коране сказал: “Нет принуждения [как] в религии [так и в самой жизни]” (см. Св. Коран, 2:256). Данная часть аята – один из постулатов демократических свобод, истинно демократических, направленных на достижение счастья земного и вечного. Волею Творца это было оговорено в Писании еще более четырнадцати веков назад и останется актуальным до Конца Света.



[1] По итогам симпозиума, посвященного наследию великого имама Абу Ханифы, состоявшегося 5, 6 октября 2009 г. в г. Душанбе.

[2] См. также материал Ш. Аляутдинова “В поиске смысла” на сайте umma.ru.

[3] См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 250, хадис № 4112, “сахих”.

[4] Подробнее см., например: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2-х ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. С. 323, хадис № 1157; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 4. С. 571.


Комментариев нет:

Отправить комментарий