пятница, 14 июня 2013 г.

Гадэль - Блог Алексея Померанцева - Блоги - Новая Газета

NovayaGazeta.ru


14-06-2013 17:15:00

Гадэль

Это рассказ о скотстве системы, о лицемерии обличенных властью и жестокости простых людей, безусловно. Но в первую очередь - это история очаровательного мальчишки по имени Гадэль, на семь лет жизни которого пришлось почти две с половиной тысячи дней страха, боли и несчастий. И который, несмотря на это, остался чудесным ребенком.
С самого своего рождения Гадэль ютится на маленьком диванчике в темном углу однокомнатной квартиры в Тушино. Второй такой диванчик закреплен за его бабушкой - мать умерла, когда ему не было еще четырех, а отца он и вовсе никогда не знал. Итого, примерно восемь метров из двадцати в комнате, которую эта семья делит с двумя соседками, гражданками Кустовой и Агаповой. Гражданки эти отделили себе оставшиеся метры ширмой, забрав себе окна. Кухня и санузел общие, но почти все шкафы, духовка плиты, даже холодильники, - все это заклеено скотчем, чтобы Гадэль с бабушкой не совались. Выделенную в виде соцпомощи стиральную машину даже не распаковывали - поставить некуда, да и соседки ругаются, опять же. На всякий случай по квартире иногда раскладываются записки, где мальчику обещают оторвать руки, ну или желают, чтобы те отсохли естественным путем. По ночам может включиться громкая музыка или телевизор, мешающие ребенку спать. На этих несчастных метрах бабушка находит возможности обучать внука - Гадэль бегло читает по-русски, чуть хуже по-английски, ловко обращается с числами в простой арифметике. Кроме этого он вполне освоил родной бабушкин язык - татарский.
В далеком 1990 году мать Гадэля Гульнур приехала в Москву, чтобы работать на Тушинской чулочной фабрике. По тем временам еще предоставляли места в общежитии, и она разделила выделенные тридцать восемь метров с двумя соседками. А два года спустя муниципалитет каким-то образом, возможно не очень законным, передал здание общежития в собственность фабрике, где не замедлили этим воспользоваться. К концу девяностых половина дома была распродана, а жившие там люди были переселены кто куда. Позднее прокуратура признает эти сделки, как и саму передачу дома фабрике, незаконными, но дальше этого дело не двинется вплоть до разорения фабрики и передачи дома обратно городу в 2004 году. По постановлению о ликвидации общежитий распроданная половина оказалась в ведении города, а оставшаяся, где сейчас живет Гадэль с бабушкой, до сих пор числится неликвидированный общежитием. Жильцы встали на очереди на жилье.
Наступил 2006 года. Родился Гадэль, а у самой Гульнур обнаружили рак. В результате операции она получила инвалидность второй степени. По закону Гульнур с ребенком должны были выделить отдельное помещение, но почему-то не выделили. Кустову и Агапову не устроило материнство их соседки, но они пока не перегибали с проявлением недовольства. Гульнур обратилась к тогдашнему уполномоченному по правам ребенка Алексею Голованю, который с живым интересом отнесся к проблеме и даже помог составить исковое заявление к Департаменту жилищной политики о предоставлении ей отдельной комнаты, где она смогла бы жить с сыном по договору социального найма. Департамент, ясное дело, был против, но удивительно то, что его поддержали органы опеки Южного Тушино. Дело рассматривала судья Ушакова Тушинского районного суда. После отказа Гульнур вновь слегла в больницу с тяжелым нервным истощением, получила первую степень инвалидности, а год спустя умерла. Маленький Гадэль остался с бабушкой Зубарзят, незадолго до смерти дочери приехавшей ухаживать за ней и внуком. С этого момента судьбой ребенка, оставшегося сиротой, заинтересовались органы опеки. Они несколько раз приходили, убеждались, что семья живет все в том же углу, отмечали, что внук бабушку любит, и уходили. Агапова и Кустова не собирались мириться с таким соседством - ребенок вскоре стал бояться даже слезать с дивана без бабушки.
В 2010 году бабушка Зуба сумела заключить договор социального найма этой квартиры в замен на отказ стоять в очереди на другое жилье. Их соседкам было предложено заключить такие же договоры на комнаты в коммунальных квартирах этажом ниже, но они отказались. Таким образом, прописавшись и отказавшись от любых притязаний, бабушка с внуком ни на йоту не стали жить лучше, напротив, - квартира со временем стала требовать ремонта, инспекции отмечали наличие плесени, грибков, сквозняков, отсутствие естественного освещения. Бабушка поддерживает порядок, насколько хватает сил, дома у них вполне уютно и чисто, хотя мрачная плита и холодильник родом из той страны, в которой я не успел и первых шагов сделать... - словом, угроза детского дома, наметившаяся после смерти матери, нависла над Гадэлем в полный рост. Больше всего бабушка Зуба боится именно этого. Гадэль тяжело перенес смерть матери, а разлука с бабушкой может совсем его подкосить, ведь ему нет и восьми.
Несчастья не могут длиться вечно, и хождение по инстанциям тоже способно дать свои плоды. 27 марта прошлого года Тушинский районный суд наконец постановил выселить Агапову и Кустову силой в те квартиры, куда они отказались выезжать добровольно. Решение давно вступило в силу, уже даже приходил судебный пристав, но в исполнение решение суда он так и не привел.
Бабушка Зуба и сегодня вздрагивает, когда слышит шум за дверью - вдруг соседки вернулись, а Гадэль опасливо прячется за диваном, боится, что и я захочу его обидеть. Но потом успокаивается, даже соглашается сфотографироваться и продемонстрировать свои достижения в английском.
Вот смотришь на эти шествия правящей партии в защиту сирот и отчетливо видно, что любить всех детей вообще куда проще, чем помочь даже одному из них. А замечательный мальчик Гадэль, видимо, мало кого интересует, иначе как бы так вышло, что он с самого рождения столкнулся с тупой жестокостью как своих соседок, которые готовы его со свету сжить, лишь бы на этаж ниже не переехать, так и чиновников, которых семь лет пришлось упрашивать просто проявить человечность.
P.S. Мы направили официальный запрос в службу судебных приставов с целью выяснить, почему они все никак не исполнят решение суда. Ответ опубликуем. 
Автор: Алексей Померанцев

Постоянный адрес страницы: http://www.novayagazeta.ru/blogs/233/58606.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий