четверг, 24 декабря 2009 г.

Поминать и помнить...

Поминать и помнить


— 24.12.09 11:15 —

ТЕКСТ: "Парк культуры"


23 декабря 2009 года в Москве на 87-м году жизни скончался писатель Григорий Бакланов.


Умер Григорий Бакланов. Еще один из «поколения лейтенантов» нашей литературы. Один из последних.

Они были очень разными, эти писатели, и общего у них было всего ничего – талант, время рождения – двадцатые года двадцатого века, да начало биографии. В биографии Григория Яковлевича первые три строчки тоже ровно те же, что и у всех остальных – детство, школа, фронт. Он родился 11 сентября 1923 года в Воронеже. Отец умер, когда ему было десять, а старшему брату – двенадцать. Мать пережила отца всего на два года, и братьев забрали к себе тетки. Школу Бакланов, впрочем, тогда еще Фридман, не закончи – после 9 класса ушел в авиатехникум. Когда началась война, работал слесарем на 18-м авиационном заводе, выпускавшем штурмовики. Брат, к тому времени уже учившийся в Москве, ушел в ополчение, Фридман-младший попытался поступить в военное училище, но туда не брали без среднего образования. Он сдал экстерном экзамены за 10 класс, что, впрочем, не понадобилось – неподалеку заново формировался вышедший из окружения артиллеристский полк, 17-летний юноша подошел к командиру, сказал, что брат погиб на фронте, и попросил взять к себе.


Так для Григория Бакланова началась война.


Дальше опять было примерно то же, что и у всех – Северо-Западный фронт, потом артиллерийское училище, 3-й Украинский фронт. Тяжелое ранение в боях за Запорожье, полгода госпиталя, возвращение в свой полк, Молдавия, Венгрия, «медаль за город Будапешт». Войну лейтенант артиллерийской разведки Бакланов закончил в Вене. В декабре 1945 года демобилизовался, и неожиданно даже для самого себя поступил в Литературный институт, который и окончил в 1951 году.

То, что потом называли «лейтенантской прозой», случилось в конце 50-х, и участие Григория Бакланова в этом процессе было не из последних – вслед за первой повестью «В Снегирях» (1954 год) вышли может быть лучшие его вещи - «Пядь земли» и «Мертвые сраму не имут».


Это было действительно неожиданно – о войне в нашей литературе, естественно, писали и раньше, но так о войне не писал никто.


Судя по всему, как не старайся, но война, наблюдаемая с корпункта и война, увиденная из окопа – это разные войны, и вот эту окопную войну невозможно ни понять, ни рассказать фронтовому корреспонденту, будь он хоть трижды талантлив, как Константин Симонов или Андрей Платонов. А все эти писатели, действительно очень разные, были едины еще в одном – все они прошли войну не «с лейкой и блокнотом», а вытянули ее как тяжелую работу, на своей спине, «ваньками-взводными», а то и, как Виктор Астафьев, рядовыми солдатами.

И у них была своя «окопная правда» - вполне официальный термин, между прочим. Именно этим жупелом их и долбали поначалу критики – как так, что это за война, без красивого геройства, без масштабных операций, без мудрого руководства, без «танки наши быстры»? Что это за война – некрасивая, неправильная, в жидкой грязи, вшах, стылой ледяной воде и дракой насмерть не из геройских побуждений, а потому что так надо и без этого не обойтись? Это была война не доблести, подвигов и славы, а тяжелая, часто неподъемная, на пределе человеческих сил работа.


Так случилось, что война стала главным в их долгой по большей части жизни – они просто мало что кроме нее знали.


Григорий Бакланов, например, до того, как возглавил в годы перестройки журнал «Знамя» никогда и никем не работал – сперва был солдатом, а потом все время писателем.

Жизнь у «поколения лейтенантов», как уже говорилось, получилось долгой и непростой. Период конца 50-х, начала 60-х, когда они делали свою «окопную прозу», и вместе отбивались от нападок и критики, закончился довольно быстро. Их признали, возвеличили, они стали прижизненными классиками. Затхлость, мертвечина и официоз 70-х вообще очень сильно по ним проехались – начались игры в статусность, дрязги, склоки и прочие неприглядные вещи. Поссорились даже лучшие друзья, однокашники по Литературному институту Бондарев и Бакланов.


Они действительно были разными, и разошлись очень скоро.


Кто-то осел в Москве, кто-то жил у себя на родине. Одни, как Юрий Бондарев, начали делать писательскую карьеру и добились немалых номенклатурных чинов, другие, как Владимир Богомолов, даже в Союз писателей не вступали, третьи, как Евгений Носов, всю жизнь за вычетом войны тихо прожили в родном Курске, и не в телевизор, ни в народные трибуны не стремясь.

Не менее разными оказались и их воззрения. Юрий Бондарев еще в советские годы, в фильме «Освобождение», для которого он писал сценарий, начал «ползучую реабилитацию» Верховного Главнокомандующего и впоследствии стал ярым сталинистом, а Василь Быков, к примеру – не менее истовым либералом. Перестройка развела их окончательно – кто-то писал невозможные, с точки зрения других, вещи (роман «Прокляты и убиты» Виктору Астафьеву так и не простили ни Бондарев, ни Бакланов, ни даже лучший друг Евгений Носов), кто-то в 1993-м подписывал «Письмо 42-х» «Раздавите гадину», кто-то – обращение «Слово к народу» в 1991-м.


В последние годы многое вспоминали и Григорию Бакланову.


Кто-то его деятельностью на посту главного редактора журнала «Знамя» восхищался, благодаря за публикацию «Собачьего сердца» или «Ночевала тучка золотая», другие клеймили его как «прораба перестройки», «верного горбачевца» и припоминали ему публикацию писем с угрозами от «боевиков общества «Память» и создание вместе с Соросом фонда «Культурная инициатива».

Все это, впрочем, уже прошлое. Время уравняло всех – те самые «нулевые», с которыми мы сейчас прощаемся. Нет, конечно, кто-то из «лейтенантов» ушел раньше – умер от опухоли мозга еще 1975 году, как обессмертивших «кремлевских курсантов» Константин Воробьев или не пережил крушения прежнего мира, как Вячеслав Кондратьев, застрелившийся из револьвера в 1993-м. Но с большинством из «поколения лейтенантов» мы простились именно в нулевых – в 2001-м ушел Виктор Астафьев, в 2002-м – Евгений Носов, в 2003-м Василь Быков и Владимир Богомолов.


За неделю до окончания этого десятилетия умер Григорий Бакланов.


«Поколение лейтенантов» практически кончилось, осталось всего двое – самых, может быть, известных из этой когорты – Борис Васильев и Юрий Бондарев.

Да, они по разному жили, по разному думали, и, наверное, каждому из них можно предъявить массу претензий.

Вот только судить их точно не нам. Нам их – поминать и помнить. Всех – любимых и нелюбимых, перечитываемых и забытых, «правильных» и «неправильных».


Пусть даже не как писателей, ради бога, но – как людей.


Подвиг фронтовиков действительно заболтали суетным каждодневным поминанием, завалили пафосом, замазали лаком и глянцев и практически не оставили на нем живого места – одна позолота. Да и сами они в этом поучаствовали - чего уж там. Но это ничего не отменяет.

Они действительно сделали это – 19-летние пацаны, прошедшие в обмотках или яловых офицерских сапогах «три державы». Они сделали это, и написали об этом. Оставили нам свою память. Да, сегодня их рассказы и повести мало кто читает, их книги большей частью не переиздавались лет десять как минимум. Но это честные книги.

Григорий Бакланов когда-то написал в автобиографии: «Когда я вернулся с фронта, мне был двадцать один год. Я вернулся в твердом убеждении, что главное дело моей жизни сделано. Мне было на редкость легко. Мне не хотелось ни карьеры никакой, мне было абсолютно безразлично, что будет дальше. Я был убежден: главное дело моей жизни сделано».


Спасибо вам, Григорий Яковлевич. Светлая память.


http://www.gazeta.ru/culture/2009/12/24/a_3303403.shtml



Комментариев нет:

Отправить комментарий