четверг, 23 сентября 2010 г.

Обращение к мусульманам: простите меня

Обращение к мусульманам: простите меня

Многие американцы предлагают, чтобы более умеренные мусульмане восстали против экстремистов, высказались вслух за веротерпимость и извинились за грехи, совершенные их братьями (Фред Р. Конрад, "The New York Times). Это разумный совет, и я, будучи человеком умеренным, собираюсь им воспользоваться. Итак, я извиняюсь перед мусульманами за волну предрассудков и безумия, которое в последнее время было направлено против вас. Мусульмане – одно из последних сообществ в Соединенных Штатах, которое до сих пор можно открыто унижать, и я прощу прощения за эти унижения.

Меня воодушевило еще одно журналистское извинение. Неделю назад "Portland Press Herald" опубликовала безобидную страничную статью с фотографией, на которой около 3000 мусульман совершали коллективную молитву по случаю окончания Рамадана. Читатели были расстроены, потому что публикация статьи совпала с девятой годовщиной событий 11 сентября, и они завалили газету претензиями.

Тогда газета опубликовала подхалимское извинение на первой странице, извинение за чрезмерное уважение к мусульманам. «Мы искренне извиняемся», написал редактор Ричард Коннор и добавил: «Мы ошиблись хотя бы в том, что никак не сбалансировали эту статью и ее положение на главной странице». Блог Джеймса Поньевозика из "Time" перефразировал это так: «Простите, что изобразили мусульман людьми».

Я позвонил г-ну Коннору, он показался мне неплохим малым. Его первая страница явно не предназначена для статей о "плохих мусульманах". Но должно ли освещение жизни законопослушных граждан быть сбалансировано обсуждениями «исламских террористов»?

О да, баланс – кто будет против этого возражать. Но разве нужно «балансировать» поездку Папы Римского в Великобританию рассказом о "католических террористах" в Ирландии?

Я прерву это обсуждение мирной журналистики некоторой «балансировкой». Журналисты тоже могут быть террористами, убийцами и насильниками. Например, радиожурналисты в Руанде пропагандировали геноцид.

Я извинюсь перед мусульманами вот еще за что. Это не связано с ними, но имеет отношение к нам. Я хочу защитить мусульман от нетерпимости, но я также хочу защитить Америку от экстремистов, разжигающих межрелигиозную ненависть.

Очевидно, причины этого неприятного порядка вещей понять нетрудно. Экстремисты спровоцировали в мире страх и антипатию по отношению к Исламу. Угрозы со стороны отдельных неадекватных мусульман буквально на днях заставили художника-иллюстратора из Сиэттла Молли Норриса уйти в бега.

И, наконец, 11 сентября. Когда я недавно решил сравнить нынешние предрассудки по отношению к мусульманам с историческими предрассудками, связанными с католиками, мормонами, евреями или американцами азиатского происхождения, многие читатели сочли, что я провожу некорректные параллели. Одна читательница, Карла, написала под моим блогом: «Католики и евреи не пришли сюда и не убили тысячи людей».

Это правда, но ведь японцы пришли и напали на Перл Харбор, убив гораздо больше американцев, чем убила "Аль-Каида". Поглощенные страхами, мы согнали всех, имеющих японское происхождение, в лагеря для интернированных. Угроза была реальной, но очевидна была и чрезмерная истерия, преувеличение проблемы.

Многие американцы убеждены, что Усама бин Ладен является полномочным представителем мусульман, а многие афганцы верят, что преподобный Терри Джонс (замышлявший сожжение Корана) – представитель христиан. Многие американцы искренне считают, что мусульмане склонны к насилию.

Но ведь люди слишком сложны и многогранны, чтобы вот так взять и сделать обобщенные выводы по той или иной «группе» людей. Мы все же поняли это по отношению к темнокожим, евреям и другим группам, исторически страдавшим от дискриминации, но по отношению к «мусульманам» все еще считается нормальным делать притянутые за уши размашистые заявления.

В своих путешествиях я повидал худшие стороны исламского мира: девочки Афганистана, которых не пускают в школы якобы во имя религии; женское обрезание в Африке, опять же, якобы во имя веры; боевики Йемена и Судана, размахивающие калашниками и объявляющие свое дело «богоугодным».

Но я видел и обратное – мусульмане-волонтеры в Афганистане, рискующие жизнью, чтобы дать девочкам возможность получить образование; пакистанский имам, приютивший у себя жертв изнасилования; мусульманские лидеры, пропагандирующие отказ от неисламской практики женского обрезания; пакистанские мусульмане, борющиеся за права угнетенных христианского и индуистского меньшинств; и, наконец, бесчисленное множество благотворительных работников-мусульман в Конго, Дарфуре, Бангладеш и других частях мира, которых воодушевляет на благие дела священный Коран. Эти мусульмане в свое время помогли выжить и мне, они показали достойный пример сострадания, миролюбия и альтруизма.

Мне противно слышать, когда таких прекрасных людей сваливают в одну кучу с террористами, когда святую для них веру поносят и высмеивают. Этим людям и другим, несправедливо униженным, я приношу свои извинения.

Николас Д. Кристоф
"The New York Times"

Комментариев нет:

Отправить комментарий