четверг, 30 сентября 2010 г.

Аль-Касими

Не следует портить свою милостыню попрёками и нанесением обид, ибо Аллах Всевышний сказал:
"О те, кто уверовал! Не делайте тщетным своё подаяние попрёками и (нанесением) обид…" Под попрёками подразумеваются упоминания о своей милостыне в присутствии других, стремление так или иначе использовать человека, которому оказывается помощь, или проявление высокомерия по отношению к нему; что же касается нанесения обид, то имеется в виду оказание помощи на глазах у других людей, обращение к человеку с упрёками из-за его бедности, повышение на него голоса или порицание его за то, что он обратился со своей просьбой. Причиной попрёков является то, что человек, который оказывает помощь, считает себя благодетелем бедного, тогда как он должен был бы считать, что это бедный оказывает ему благодеяние, принимая от дающего то, что преднзначено ему Всемогущим и Великим Аллахом и что послужит для дающего средством очищения и спасения от огня, ведь если бы бедный не принял этого, дающий остался бы заложником того, что он обязан отдать, и поэтому богатый должен понимать, что это бедный оказывает ему милость. Таким образом, если человек, который обязан выплачивать закят, знает о том, что было сказано о разных аспектах значения закята, он не станет считать себя благодетелем бедного, но поймёт, что оказывает благодеяние только самому себе, ведь он расходует свои средства либо для того, чтобы доказать свою любовь к Аллаху Всевышнему, либо для того, чтобы внутренне очиститься от порока скупости, либо для того, чтобы выразить благодарность за благодеяния Аллаха и получить от Него ещё больше.
Если же говорить о нанесении обид, то причина состоит в том, что выплачивающий закят считает себя лучше бедного, однако подобное свидетельствует о невежестве, поскольку, если бы такому человеку было известно о преимуществе бедняка над ним, он не стал бы относиться к нему с презрением, да и как он пошёл бы на это, зная о том, что Аллах Всевышний судил, что бедняк, принимающий его милостыню, послужит для дающего источником выгоды, ибо он увеличит запас его добрых дел?
Дающему следует считать своё даяние чем-то незначительным, так как в противном случае это заставит его восторгаться собой, а самолюбование является губительным и делает тщетными благие дела, и поэтому говорят, что для совершения доброго дела необходимо считать его незначительным, осуществлять такое дело как можно быстрее и скрывать его.

Комментариев нет:

Отправить комментарий