Для мусульман в Бельгии пишутся отдельные законы...
Бельгийские парламентарии все-таки проголосовали за запрет на ношение предметов одежды, закрывающих лицо (никаба, паранджи, бурку), которые используют некоторые мусульманки. Он распространяется не только на государственные учреждения и институты, но и на все общественные места, в том числе улицы бельгийских городов. О том, почему свобода самовыражения распространяется на готов, но не на мусульман, и что последние по этому поводу думают, в интервью рассказала вице-президент Мусульманского исполнительного органа Бельгии Изабель Прэль. |
- Как, по-Вашему, будут развиваться отношения между мусульманами и немусульманами? В Европе постоянно говорят о необходимости диалога между этими двумя сообществами, однако на практике принимают законы, которые делают этот диалог если не невозможным, то очень сложным...
Вы совершенно правильно отметили, это, в первую очередь, проблема диалога, проблема коммуникации. Данный закон способствует стигматизации мусульман, особенно ввиду того, что проблема никаба все время упоминается в контексте терроризма, хотя официальные исследования показывают, что между ними нет никакой связи.
В результате мусульмане задаются вопросом о том, во что превращается общество, в котором они живут. И совершенно очевидно, что этот закон вызвал новый кризис идентичности в среде бельгийских мусульман, который может быть чреват тем, что исламская община будет продолжать замыкаться в себе, а внутри нее появятся радикальные тенденции отторжения бельгийского общества и его доминирующих идей.
- Сторонники этого закона говорят о том, что сложно принять человека в качестве со-гражданина, если не можешь видеть его лицо, что Вы на это скажете?
Я понимаю эту точку зрения, я знаю, что одежда, закрывающая лицо, может вызывать смешанные чувства. Но я считаю, что в современной Бельгии есть много других случаев, когда стиль одежды или мода может вызвать аналогичные чувства. Это могут быть розовые волосы, это может быть готический стиль одежды и макияжа, и т. д. Таких примеров в Бельгии очень много, и граждане это делают, потому что это их право, никто не может лишить их свободы одеваться так, как им хочется.
В том, что касается идентификации граждан, в этой же Бельгии есть солярии, клиники пластической хирургии, которые могут сделать человека неузнаваемым. В стране есть трансвеститы, которые меняют свой внешний вид так, что совершенно невозможно понять, как выглядит этот человек на самом деле.
Но в этом нет ничего страшного, потому что далеко не каждый контекст предполагает обязательную идентификацию, когда надо, эти люди позволяют раскрыть свой истинный облик. В связи с чем непонятно, почему несколько десятков женщин не могут закрывать свое лицо, если им того хочется, в то время как все остальные могут делать все, что заблагорассудится, в том числе менять свой пол с помощью одежды и аксессуаров.
Это парадоксальная ситуация. Для того, чтобы выйти из нее, необходимо наладить диалог, который позволил бы не-мусульманам понять мотивации, толкающие отдельных мусульманок на ношение никаба. Это позволит понять, что даже если у этих людей свой особый стиль одеваться, это совершенно не значит, что они отторгают общество, в котором живут.
Для меня этот закон – это высшее проявление коммунитаризма, который отвергает наличие культурных и иных отличий среди своих граждан. Но, к сожалению, современная бельгийская реальность именно такова.
- Что Мусульманский исполнительный орган планирует делать дальше?
Мы будем, в первую очередь, работать над проблемами коммуникации между двумя сообществами, будем стараться открыть все двери для диалога. Мы должны узнать друг друга и избавиться от ложных стереотипов.
Это будет очень долгая работа, но она нужна не только государственным институтам или политическим элитам, но и всем членам гражданского общества Бельгии. Если Бельгия смогла решить проблему билингвизма и в стране созданы все необходимые структуры для общения между франко-говорящими и фламандцами, то сможет решить и проблему сосуществования различных культурно-религиозных сообществ.
Кроме того, я считаю, что государство не должно вмешиваться в повседневную жизнь мусульман и представителей других конфессий, так что в конечном итоге эта дискуссия затрагивает не только ислам, но и другие религии. Мусульманский исполнительный орган должен будет больше работать с политическими органами, напоминая им о демократических основах страны, где мы все живем, выступая таким образом против дискриминации по религиозному признаку. Необходимо будет также использовать все имеющиеся в наличии юридические средства для того, чтобы вернуть людям их права, прописанные в Конституции и международных конвенциях.
Беседовала Юлия Нетесова
«Росбалт»
http://www.islam.ru/pressclub/islamofobia/dlymusbelg/
Комментариев нет:
Отправить комментарий