среда, 11 августа 2010 г.

Он дал вам много путей...

Он дал вам много путей
14:12
«Почему бы нам не полагаться на Господа, когда Он дал нам [изобилие] путей [идя по которым мы можем достигать благ как мирских, так и вечных]?! Мы будем предельно терпеливы, стойки к причиняемой нам боли [всякое движение требует самоотдачи, но в процессе все же возникает сопротивление, а затем и необходимость преодоления]. Пусть же на Аллаха (на Господа миров) полагаются полагающиеся. [Мы уверены, во всем том, что вне наших сил и возможностей, Он нам непременно поможет]».
16:15, 16
«И бросил Господь [вонзил в Землю; разбросал по ней] горы, чтобы они колебались (качались, сотрясались) [второй вариант: «чтобы устойчивее была Земля». И дал Он вам] реки [часто берущие свое начало именно в горах] и дороги для того, чтобы вы имели возможность найти верный путь [как в прямом смысле, так и в переносном. А потому ищите его и найдите же. Ставьте перед собой цели, задачи и находите возможности, чтобы достигать их. Не стойте на распутье, не теребите прошлое, движением вперед изменяйте настоящее и совершенствуйте будущее]!
[И установил Творец на Земле и небесах] знаки (признаки, пометки) [то есть дал человеку огромное количество разнообразных ориентиров, которые помогают ему не потеряться как физически, интеллектуально, так и в духовном плане]. А также находят люди верный путь по звездам [странствуя или заблудившись, могут ориентироваться по ним]».
20:53
«[Говоря с фараоном о Боге, Моисей продолжил:] «Он сделал для вас Землю колыбелью [она уютна, удобна для вашего на ней проживания, а после смерти тела благополучно покоятся в ее недрах, ожидая своего Часа]. Он дал вам на ней много [жизненных] путей [множество вариантов того, как каждый из вас способен прожить эту жизнь, а вы — выбираете в свою пользу либо против самих себя]. С небес Он спускает воду, посредством которой выводит для вас парную растительность, зелень, причем самых разных видов».
29:69
«Тем, кто прикладывает усилия (усидчивы, упорны, целеустремленны), причем делает это ради Всевышнего [с мольбой о милости Его и прощении, а не в угоду своим страстям, низменным желаниям; не соревнуясь с другими в том, кто умнее, богаче и амбициознее; не на зло кому-то и не из мести], тем людям Господь откроет пути [и возможности достижения всестороннего успеха в мирском и вечном; предоставит выход из безвыходных ситуаций; выведет из тьмы безысходности к ярко освещенной «трассе» надежды и уверенности в завтрашнем дне]. [Знайте же] нет сомнений в том, Всевышний вместе с теми, кто благороден в делах и поступках».
«Направь нас на правильный путь» (сура «аль-Фатиха»
/1/
) — то есть благослови и укажи нам на путь Истины, являющийся срединным, верным, сочетающим в себе небесные законы и мирские, путь, который сделает нас и наших детей счастливыми в мирском и в вечном. Мы знаем, таковых много, но направь нас хотя бы на один из них, гармонирующий с нашей человеческой уникальностью и неповторимостью жизненного пути каждого отдельно взятого индивидуума.
«Правильный путь»
Соглашусь с тем, что у каждого свое понимание правильности пути, которое во многом зависит от воспитания, уровня и качества образования, среды, в которой вырос человек. Немалое влияние оказывают национальные традиции, культура, язык, политическая или экономическая ситуация в стране, где вырос и живет индивидуум. При этом не следует забывать, что каждый человек есть «замкнутая система, не имеющая аналогов» и отличающаяся от другой «системы» по физическим, моральным, психическим и интеллектуальным параметрам.

Здесь уместно обратить внимание на тот факт, что Божьи пророки и посланники несли людям идеалы и ценности, находившие место в сознании людей, причем так, что каждый мог не просто услышать, но понять и прочувствовать их. Всевышний давал своим пророкам то, что учитывало природное единство людей, — сколь бы разными они ни были, в них много общего. Назидания посланников Творца были доступны и внятны представителям различных культур и народов. Их Божественный подход стирал границы между умами и сердцами людей. А ведь главное, к чему они неустанно призывали, — вера в Бога, Одного и Единственного Творца.

Почему же отдельные религии, несмотря на свою глобальность и многочисленность последователей, ассоциируются в первую очередь с определенным типом одежды, чертами лица, обычаями? В наиболее обобщенной форме ответом на этот вопрос будет шаблонность человеческого мышления. Привыкнув к одному, люди долго отвыкают или уже никогда не смогут отвыкнуть от этого
/2/
.

Немалый вклад в формирование тех или иных ассоциаций, стереотипов, клише внесли путешественники и исследователи, которые не всегда руководствовались постулатами морали, чести, объективности. Посещая новые земли, они описывали населявшие их народы. В этих описаниях уделялось внимание и религии. Не все могли в достаточной степени понять то, что происходит на разных континентах, что, например, одежда людей соответствует местным климатическим условиям, а поведение или ментальность определились экономической или иной ситуацией. Другими словами, те явления, в которых без достаточных на то оснований обвиняли религию, объяснялись народными, племенными особенностями, зачастую не соотносившимися с исповедуемой этими народами и племенами религией. Отношение этих явлений к самой религии было косвенным, да и появлялось оно обычно в результате местной богословской трактовки.

Что помогает человеку найти верный, правильный путь, решение?
Всевышний Творец даровал человеку пять «навигационных» систем для определения, выверения жизненного курса:
1. Инстинкт
/3/
и интуиция
/4/
.
2. Пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание
/5/
.
3. Разум
/6/
, разумение, способность понимать. Человек живет в сообществе с другими людьми и тем самым не может ограничиваться лишь чувствами, инстинктами или интуицией. Разум помогает ему все упорядочить, уберечься от ошибок и промахов.
4. Религия.
Разум может просчитаться, воля — ослабеть, интуиция — молчать или уводить в сторону, а вот постулаты, данные людям через пророков от Бога, защищены от влияний изнутри и извне. Если доказана истинность изречения
/7/
, тогда остается только правильно его понять и своевременно, уместно применить в контексте основ религии и ее духа, духа веры, праведности и самой повседневной и быстротечной жизни.
5. Божественное благословение, которого мусульмане просят изо дня в день: «Направь нас на правильный путь».
Божья корректировка жизненного пути крайне важна для любого человека, поэтому мусульмане и молят Всевышнего об этом ежедневно и многократно: «Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи. Направь нас на правильный путь»
/8/
.
/1/ См.: Св. Коран, 1:6.
/2/ Пьер Буаст (1765–1824) отмечал: «Бороться с (закоренелым) общественным мнением — это сражаться с ветряными мельницами».
/3/ Инстинкт [лат. побуждение] — 1. Врожденная способность животных организмов к совершению целесообразных действий по непосредственному безотчетному побуждению. 2. Бессознательное непреодолимое влечение к чему-либо, чувство. 3. Внутреннее чутье. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 394.
/4/ Интуиция [лат. пристально смотреть] — 1. Безотчетное неосознанное чувство, подсказывающее правильное поведение, понимание чего-либо; чутье. 2. филос. Способность постижения истины непосредственным путем без обоснования доказательствами. См.: Там же. С. 396.
/5/ Осязание — одно из внешних чувств человека и животного: способность воспринимать прикосновения, давления, растяжения. Ориентироваться в пространстве с помощью осязания. См.: Там же. С. 736.
/6/ Разум — 1. Познавательная деятельность человека, способность мыслить; ум, интеллект; рассудок. Входить в разум (становиться с годами умнее, рассудительнее, взрослеть); 2. Способность рассуждать здраво, находить правильное решение в какой-либо ситуации; рассудок (в отличие от эмоций). Светлый разум. Призвать к разуму. См.: Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. С. 1082.
/7/ В первые десятилетия становления Ислама мусульманскими учеными была выстроена целая система, состоящая из нескольких научных направлений и посвященная именно проверке достоверности отношения тех или иных слов к высказываниям пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), не говоря уже о Священном Коране, который еще при жизни Божьего посланника заучивался наизусть, записывался писарями и постоянно сверялся. Заключительное Писание сохранило свой первозданный вид по сей день и, Божьим на то благословением, останется чистым от искажений и человеческих вмешательств: «Мы [говорит Господь миров] низвели [через Нашего заключительного посланника] Откровение [Коран], и Мы, несомненно, будем охранять его [от каких-либо внешних вмешательств, искажений до Конца Света]» (Св. Коран, 15:9).
/8/ См.: Св. Коран, 1:5,6.

Сopyright © 2001-2010 umma.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий