среда, 16 октября 2013 г.

Трансляция ненависти

Трансляция ненависти
Не надо удивляться погромам

телевидение погромы власть
Выключайте телевизоры!

И не дай бог оставить детей одних перед «волшебным ящиком». Как человек, смотрящий регулярно, но как бы со стороны, могу сказать: качество телепрограмм в России очень снизилось за последние годы, до такой степени, что скоро догонит низкий уровень ряда итальянских каналов. Зачем это делается? Чтобы вызвать интерес зрителей, находящихся под постоянным стрессом от современной тяжелой жизни. Мусорные программы транслируются именно в то время, когда большинство людей дома. И оправдание у руководства каналов всегда одно: «Мы так зарабатываем через рекламу и гарантируем рабочие места нашим сотрудникам». В Италии дошло до того, что даже у судей возникли трудности с тем, чтобы закрыть телепередачу с колдунами! В суде было сказано: «Они же платят за эфир!».

Однажды в Оттаве я встретился с единственным западным дипломатом, который публично защищал югославского президента Милошевича в Международном трибунале в Гааге. Меня поразило, насколько он обеспокоен ситуацией в мире масс-медиа.

«Развлекательное телевидение, — сказал мне Джеймс Биссетт, — является одной из тяжелейших проблем современного общества. Так проще всего контролировать мышление людей, которые все меньше интересуются политикой».

После этой встречи я стал больше обращать внимание не только на телемусор, но и на более качественные программы, в которых принимают участие политики где-то за месяц до дат голосований.

Во время итальянской предвыборной кампании Сильвио Берлускони обычно участвует в спортивных программах в качестве президента клуба «Милан», в политических — как лидер партии, в развлекательных — как олигарх или певец. Поддержка любым телекумиром такого политика в состоянии обеспечить миллионы голосов и повлиять на мнение людей.

А в России?

Эксперты подтверждают: если контролируешь федеральные телеканалы — страна у тебя в кармане. Понятно, какие личности и партии получили политическую выгоду от контроля телевидения в России за последние годы. Но я не хотел бы начинать здесь эту дискуссию. Важнее сосредоточиться на модели жизни общества, транслируемой телевидением.

С удивлением наблюдал по российскому федеральному каналу игровую программу, в которой принимали участие команды из разных стран. Мне показалось, что это не телеигра, а генеральная репетиция перед Олимпиадой. К счастью, российские команды почти всегда выигрывали, на арене развевались десятки национальных флагов, а зрители-фанаты под музыку кричали, как сектанты, каждую минуту: «Давай, давай, Россия!!!». Много раз замечал и другую странность. Когда ваши спортсмены побеждают на серьезных международных соревнованиях, они сразу становятся кумирами нации, и это правильно! Но если они вдруг не получают первого или хотя бы призового места, комментаторы стараются о них не вспоминать.

В большинстве российских домов телевизор постоянно включен. Мало кто ценит тишину и считает, что мозги должны отдыхать. Когда я появляюсь в России после долгого отсутствия, обычно мне достаточно поговорить с некоторыми телезависимыми друзьями, чтобы понять, сколь сильна была в прошедший период, например, националистическая пропаганда — с ее скрытыми подтекстами, а порой и открытыми лозунгами, полными ненависти против меньшинств и инакомыслия.

В последнее время она была очень сильна, поверьте. Поэтому я не удивился погромам в Москве, в районе Бирюлево.

«Позовите русского!» — кричала передо мной истеричная дама среднего возраста, когда продавец огромного московского супермаркета культурно и терпеливо объяснял ей, что не может отрезать линолеум так, как она хочет. Единственная вина парня состояла в приволжских чертах лица и нерусском имени.

«Давайте выпьем! Хоть здесь нет таджиков, узбеков и вообще черных!» — предложил нам с другом на московской улице веселый мужик в День города. «А я черная ж...», — ответил ему с улыбкой мой богатырского вида русский друг с явно славянскими чертами. «Я тоже черный», — добавил я. «А я... я... покупаю только у русских бабушек, — старался оправдаться мужик, шокированный нашей реакцией. — Если бы вы знали, что творится на рынке!».

Извините, а кто в этом виноват? Иностранные торговцы или коррумпированная русская власть, которая не в состоянии гарантировать закон и порядок? И если бы вы были за границей, вам было бы приятно, если бы кто-то обозвал вас «белыми ж...»?

Подруга рассказала, как две женщины при ней ругались из-за места в метро. Одна закричала: «Вали отсюда, чукча!» Другая ответила: «Я не чукча, я якутка!»...

Наверное, это было бы смешно, если бы не было очень грустно.

Недавний интернет-конкурс символов России стал потерянной возможностью показать специфичность многонациональной и многоконфессиональной страны. Если у меня спросили бы, что является символом Италии, я бы затруднился с ответом. Колизей или площадь Сан-Марко? Генуэзский маяк или неаполитанский дворец Каподимонте? Флорентийская площадь Синьории или Пизанская башня?

А как бы ответили украинцы? Киевская лавра или ханский дворец в Бахчисарае?

В России конкурс закончился скандалом. Точнее, в скандал его превратили представители власти и разномастные националисты. Жаль. Мне кажется, что страна наконец нуждается в перемирии после первых двух тяжелых постсоветских десятилетий и войны на Кавказе. И пусть тот, кому хочется, свободно голосует за Коломенский кремль, а кто хочет — за мечеть «Сердце Чечни». В этом нет ничего особенного. В конце концов это не война, а всего лишь конкурс.

Возможно, моя точка зрения слишком толерантная, западная. Но поправьте меня, если я не прав: при отсутствии внешних и внутренних врагов граждане будут больше сосредотачиваться на социальных проблемах и приближающемся экономическом кризисе. А кому-то это очень невыгодно. Людей умело отвлекают — то по телевизору, то с помощью Интернета.

Эти пропагандистские игры опасны, поскольку потеря контроля возможна в любое время. Я спросил у одного ватиканского чиновника высокого ранга, почему папа римский не говорит публично многие, на мой взгляд, очевидные вещи. Ответ был таким: «Католическая паства огромна, и каждый из более чем миллиарда католиков может интерпретировать его слова по-своему».

Вот почему резкие заявления политиков всегда опасны. Слабоумные понимают их как разрешение поднять руку или свободно говорить гадости.

Честно говоря, сам не являюсь сторонником западной политкорректности, но считаю правильным решение итальянского ТВ больше не называть национальность преступников. Было время, когда итальянцам казалось, что все мигранты из Албании или Румынии — бандиты. Но это то же самое, как сказать, что все итальянцы мафиози из-за Аль Капоне и сицилийской мафии, а все русские в Америке кровожадные преступники из-за группировок на Брайтон-Бич.

Разве среди ваших знакомых нет хороших людей с Кавказа или из Средней Азии? Я знаю немало интеллигентных, трудолюбивых албанцев, румын; в России — кавказцев. Вообще — что за странный разговор? Преступник — это преступник! А не русский или нерусский!

Не кажется ли вам, что пришло время успокоить российское общество, агрессивность которого становится национальной чертой. Увы, телевидение в этом не помогает. Напротив, с утра до вечера транслирует насилие — в криминальных новостях, фильмах, сериалах, и не только. «Великолепная» реклама не только преступности, но и правоохранительным органам! Однажды ночью, возвращаясь на автобусе из Волгограда, часами смотрел такие жуткие сериалы о милиции, что когда приехал утром в Москву и увидел людей в мундирах — вздрогнул.

Беспорядки в Бирюлеве показывают, что определенное количество людей не верит в справедливость и дееспособность госструктур. Зато верит в силу.

В августе я остался без слов, когда в присутствии первых лиц государства и лидера соседней страны в прямом эфире показывали «соревнования по драке» в Сочи. Современные «гладиаторы» избивали друг друга для удовольствия зрителей и телезрителей. Девятилетняя племянница случайно увидела фрагмент одного кровавого поединка и... на следующий день попросила посмотреть еще.

материал: Джузеппе Д’Амато
газетная рубрика: СВОБОДНАЯ ТЕМА
теги: телевидение, погромы, власть Московский Комсомолец № 26360 от 16 октября 2013 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий