понедельник, 12 июля 2010 г.

Предопределение.

Предопределение
"Что откроет Аллах людям из Своей милости, - для этого не будет удерживающего, что Он сдержит, - тому нет посылающего после Него. Он - Великий, Мудрый!"

Коран, 35: 2

"Ничто не постигает из событий на земле или в ваших душах, без того, чтобы его не было в писании раньше, чем Мы создадим это..."

Коран, 57: 22


Последним положением веры в Исламе является вера в Божественное предначертание. По-арабски это называется Кода ва кадар и означает "меру" того порядка, который установлен Богом.
Поскольку вся жизнь Вселенной полностью находится под контролем Всемогущего Создателя и все, что существует или происходит в ней, от самого малого до самого великого, управляется Божьей волей - неотъемлемой частью Его вечного плана, ничто не может произойти без Его указания, не существует такой вещи, как случайное событие.

Наверное, значение этого лучше всего проиллюстрировать примером. Многим людям чудеса, о которых говорится в Коране и Библии, да и возможность получения ими откровения от Бога, кажутся невообразимыми. Они, согласно своим представлениям о Бытии, считают их суевериями или сказками. "Бог не вмешивается в людские дела", - такого рода доводы испокон веков используются для оправдания людского неверия в учение, принесенное пророками, в Будущую Жизнь и т.д. Мусульмане же полностью уверены в том, что Бог абсолютно реален и постоянно деятелен во всем, что касается Его творений, в том числе и мира людей. Все, что существует или происходит, есть, таким образом, выражение его воли, от поведения каждого атома материи до крупнейших событий в человеческой истории и событий космического масштаба. И поскольку все это принадлежит Ему, определено Его соизволением и предначертанием, ничто из происходящего не может считаться "вмешательством", "сверхъестественным" или же случайным событием, лишенным значения и цели, происходит ли это в природе или в мире людей. Человеческая жизнь в равной степени хороша и плоха, и события, являющиеся источником хорошего и плохого, равно имеют цель и зависят от бесконечной Мудрости Творца.
Вера в это дает мусульманам огромную внутреннюю уверенность и душевный покой, особенно перед лицом несчастий, ибо они знают, что, поскольку все находится под управлением Всемудрого, Всемилостивейшего Бога, оно распространяется и на события в их жизни, и потому они (оно) не лишены смысла и цели. Кроме того, они живут с уверенностью, что все, что должно случиться с человеком, в том числе и смерть, не может не случиться в назначенное для этого время, как и не может быть предотвращено никакими средствами, и наоборот, ничто из того, что не предназначено для него Богом, никакими средствами не может быть осуществлено.

Эта внутренняя уверенность освобождает мусульманина от страха перед кем-либо или чем-либо, кроме Бога, ибо он знает, что ни у кого нет ни малейшей власти ни навредить, ни помочь ему без Его соизволения. Если Бог предназначит для него что-нибудь хорошее, никто не сможет помешать этому, если же он назначит для него что-либо идущее ему во вред, ни в чьей, кроме как в Его, власти отвратить это. В Коране говорится об этом:

"Скажи: "Кто сохранит вас ночью и днем от Милосердного?"... Разве у них есть боги, которые защитят их от Нас? Не могут они помочь самим себе и не будут от Нас избавлены".

Коран, 21: 42-43


А Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

"Спрашивая о чем-либо, спрашивайте об этом у Бога, а ища помощи, ищите ее у Бога. Знайте, что, если люди объединятся, чтобы принести вам пользу, они принесут вам пользу лишь в том, что предначертано вам Богом, а если они объединятся, чтобы навредить вам, они навредят вам лишь в том, что предначертано вам Богом".

Хадис


Ислам учит, что в любой ситуации долг человека заключается в искреннем стремлении делать все от него зависящее, а не, как часто ошибочно утверждают, просто сидеть сложа руки и позволять событиям идти своим чередом, тем самым слепо покоряясь "судьбе" и "участи", ибо человек не знает и не может знать, в чем состоит его предназначение, и, не исчерпав всех возможных средств и не испытав всего, что неизбежно должно произойти, нельзя сказать, что он достиг его. Но после этого следует с покорностью и доверием, с надеждой на то, что это окажется источником добра и величайшей милости, с точки зрения Будущей жизни, принять как предрешенное Богом все, что произошло с человеком после того, как он приложил все свои усилия, все, что Бог в Своей бесконечной мудрости счел нужным ниспослать.

Вера в Божественное предначертание, таким образом, свидетельствует об убежденности в значимости и целенаправленности всего сущего, являясь неотъемлемой частью мусульманского осознания полного доверия, зависимости и подчинения в отношениях со своим Создателем.

Вера в Предопределение (Кадар) и в его исполнение (Каза)

Иногда вопрос о сути Предопределения и исполнения Предопределения труден для понимания. Поэтому для облегчения этой задачи рассмотрим сначала аспект, называемый "Ирада-джузийя".


Ирада-джузийя - свобода воли

Ирада-джузийя - это данная Всевышним Аллахом ограниченная свобода выбора пути Своему рабу. Это понятие имеет очень важное значение. Потому что, если человек направит свою волю (желание) на благо, то Всевышний Аллах сотворит благо, если он ее направит на зло - Всевышний Аллах сотворит зло. С этой точки зрения, человек заслуживает и Рай, и Ад по собственной воле. Безусловно, единственным Творцом является только Всевышний Аллах. Если не пожелает и не сотворит Он, то ничто и не возникнет. Так что рабу Аллаха предоставлен выбор - делать добро или зло (Касиб), а Творцом или Создателем является только Аллах (Халик).

Данная человеку "Ирада-джузийя" подобна рулевому управлению автомобиля: куда его повернешь, туда и направится автомобиль. Поэтому проявляющий непокорность человек не сможет снять с себя ответственность за свои поступки, говоря: "Что же я могу поделать, если на то воля Аллаха, если таким меня создал Аллах?" Да, так предопределил Аллах, но Он предопределил именно так потому, что знал, как Его раб направит свою волю и действия. По сути, если бы человеку не была дана "Ирада-джузийя" или свобода выбора, то это означало бы, что Всевышний Аллах не дал Своему рабу возможность испытания, что Он насильно заставляет раба совершать добро или зло. В действительности Всевышнему Аллаху абсолютно не свойственно заставлять раба Своего совершать грех, чтобы подвергнуть его потом наказанию.

Кое-кто утверждает: "Ещё в безначальности (Азаль) души некоторых совершили сажда Всевышнему Аллаху, а некоторые от этого отказались. Те, у кого души не поклонились все равно уйдут из жизни неверующими (кяфирами)".

На самом деле это вовсе не так. Такой взгляд полностью искореняет у человека его веру. Безначальность (Азаль) не может быть предметом спора. Там вольно или невольно все души совершили сажда. Когда в безначальности (Азаль) испытывая, души людей Всевышний Аллах спросил: "Алясту бираббикум" ("Разве не я ваш Господь?"), все души без исключения ответили: "Баля"("Да, ты наш Господь!").

А еще некоторые заблуждающиеся говорят так: "Как бы ты ни старался, Аллах все равно направит кого по истинному, а кого по ложному пути". В корне неверна и эта точка зрения. Многие неправильно освещают и толкуют аят Корана, где говорится об этом. Мой наставник Хазрат Устаз Сулейман Хильми Тунахан комментировал и раскрывал этот аят так: "Аллах направляет по истинному пути тех, кто сам хочет следовать по такому пути, а по гибельному пути тех, кто сам желает этого". Далее, развивая эту тему, он добавлял: "В безначальности (Азаль) нет никакого предписания о том, что конкретно как личность Ахмед должен попасть в Рай, а Мехмед - в Ад. Сказано, что там лишь раскроены одеяния: те, кто будет носить одежду имана (веры), послушания (ита'ат) и света (нур), заслужат Рай, а кто - одежду неверия (куфр), непокорности и несправедливости - тех ждет Ад. Рабу Аллаха, наделенному Ирада-джузийя (свободой воли), предоставлена полная возможность выбора той или иной "одежды". Иными словами, исходя из Ирада-джузийя, какую "одежду" человек предпочтет, то и определит его место в последующей жизни.

Раз человек сам отвечает за свои поступки, то он не должен роптать на них, а обязан покоряться судьбе и соглашаться с тем, что выпадает на его долю. Вместе с тем на нас лежит обязанность молиться Всевышнему Аллаху для спасения от видимых и невидимых бед и просить здоровья и благополучия в жизни. В одном из священных хадисов нашего Пророка (с.а.в.) говорится: "Милостыня отводит беду и продлевает жизнь".


Из книги 'Ильми-халь (Хасан Арыкан)
Учит ли Ислам фатализму?

Есть две крайние точки зрения на то, что мы называем судьбой или предопределением. Одна из них состоит в том, что мы полностью беспомощны, и наши решения не оказывают никакого влияния на то, что с нами произойдет. Подобный подход к жизни обычно называют фатализмом. Если Вы придерживаетесь такого подхода, то Ваш вопрос: «Почему бы нам просто не дожидаться, когда произойдет предначертанное нам?» совершенно закономерен.

Вторая точка зрения заключается в том, что все происходит в соответствии с нашими решениями и поступками, и поэтому мы должны нести за них полную ответственность. Эту точку зрения выражает, например, Кассиус в драме Шекспира «Юлий Цезарь»: «Человек – хозяин своей судьбы. Наша беда – не в наших звездах, а в нас самих…».

Ислам учит третьей, промежуточной, точке зрения. Безусловно, Аллах властен над всем. Он знает все, и все происходящее имеет место по Его воле. Он создал все и установил универсальные законы (которые мы обычно называем законами природы). Люди неспособны изменить повеления Аллаха, как и многое из того, что дано им от рождения (пол, цвет кожи, национальность и т.д.).

Но в то же самое время, благодаря Своей бесконечной Мудрости и Милосердию Всемогущий Аллах дал человеку власть и свободу внутри некоторых пределов, что позволяет ему делать выбор. Вы спрашиваете: если Аллах имеет власть надо всем, то почему Он наказывает нас за неправильные поступки, если мог их предотвратить?

Аллах мог бы создать нас автоматами или роботами, полностью свободными от недостатков и не совершающими ошибок. В этом случае у нас отсутствовала бы и свобода выбора.

Согласно Корану, Аллах создал человека наместником (халифом) на земле. Он наделил его многими из качеств, подобных тем, которым обладает Он Сам. Конечно же, у человеческих качеств существуют пределы. Все на земле было создано для человека, и наша задача – использовать во благо все то, что даровал нам Аллах Щедрейший.

Это возможно лишь в том случае, если человек обладает свободой (в определенных рамках), разумом и воображением. Даровав человеку все эти качества, Аллах хочет его испытать. Аллах знает будущее и знает предстоящий результат такого испытания, однако, тем не менее, для человека это остается экзаменом, который ему предстоит пройти.

В Благородном Коране Аллах говорит: «И вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Разве Ты установишь на ней того, кто будет там творить нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?» Он сказал: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете!» (2:30).

Ангелы считают опасным давать человеку свободу, потому что он будет «творить нечестие и проливать кровь». Итак, существует вероятность злоупотребления человеком дарованной ему свободой выбора. Именно благодаря этой свободе мы и несем ответственность перед Аллахом. Иначе он не наказывал бы нас, поскольку Он – Справедливейший. Об этом ясно сказано в Коране: «Не меняется Слово у Меня, и не тиран Я для рабов» (50:29).

Кроме того, в Коране говорится: «…и кто сделал на вес пылинки добра, увидит его, и кто сделал на вес пылинки зла, увидит его» (99:7-8).

Итак, нас ждет воздаяние за все, и ничто не ускользает от Взора Аллаха. Благодаря Своему бесконечному Милосердию Аллах даровал человеку и руководство, чтобы ему было проще выбирать именно тот путь, который угоден Аллаху. Итак, свобода человека ограничена теми рамками, которые установил Всевышний Аллах. По этой причине мы можем утверждать, что человек не является хозяином своей судьбы, но он также и не является всего лишь шестеренкой в механизме Вселенной.

Некоторые спрашивают: «Если предопределено, что мы потерпим неудачу, зачем молить Аллаха и просить Его даровать нам успех?»

Ответ заключается в следующем: Аллах знает, что ждет Вас впереди. Однако Ваш успех или Ваша неудача зависят от многих вещей. Некоторые из них – в Ваших руках, поскольку так пожелал Аллах, другие же – нет. Вы молитесь Аллаху, потому что Аллах может ответить на Вашу молитву, если пожелает, и он может изменить что-то в Вашей судьбе. Неразумно утверждать, что результаты экзаменов будут одинаковы независимо от того, будете ли Вы учиться или же нет, и Вы не можете узнать эти результаты заранее.

В Коране Аллах говорит нам, что не погубит добрых дел ни одного из нас. Помните, что Он – Всевидящий.

Кроме того, не забывайте слов Всевышнего: «Поистине, Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними» (13:11).

Они подчеркивают ту роль, которую человек играет на земле. Такдир (предопределение) не означает, что человек полностью лишен свободы воли (или свободы действия). Однако мы должны смирять свою гордость и признавать необходимость в Божественном руководстве, которое позволяет нам избежать ошибочных поступков и оставаться твердыми перед лицом испытаний. С точки зрения Ислама, мы по своей воле можем выбрать изо всех возможностей, предоставленных нам Аллахом, те, которые соответствуют Божественному руководству, и тем самым встать на правильный путь.

шейх Шахул Хамид
www.islamonline.net

Комментариев нет:

Отправить комментарий