вторник, 12 октября 2010 г.

О бедности...

Что касается внутренних правил, то речь идёт о том, что бедный человек не должен чувствовать отвращение к испытанию бедности, которому его подверг Аллах Всевышний. Я имею в виду, что он не должен испытывать отвращение к тому, что делает Аллах Всевышний, поскольку это является Его деянием, даже если человек и испытывает отвращение к бедности как таковой.
Что касается внешних правил поведения, то речь идёт о проявлении скромности, соблюдении известных приличий и отказе от открытого обращения с жалобами к людям. Аллах Всевышний сказал:
"Невежественный считает, что они ни в чём не нуждаются, так как (эти люди проявляют) скромность…"
Соблюдение правил приличия для бедняка состоит в том, чтобы он не унижался перед богатым из-за его богатства. Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Прекрасным является проявление смирения богатого перед бедным в стремлении к награде Аллаха Всевышнего, но ещё прекраснее достойное поведение бедняка, который доверяет Всемогущему и Великому Аллаху, в присутствии богача». Более низкой ступенью по сравнению с этой является поведение такого бедяка, который не общается с богатыми и не стремится ко встречам с ними, так как подобные действия свидетельствуют о его алчности. Кроме того, бедному не следует замалчивать истину в угоду богатым, стремясь что-то получить от них.
Если же говорить о поступках бедняка, то соблюдение правил приличия подразумевает собой то, что из-за своей бедности он не должен заниматься поклонением Аллаху менее активно и это не должно мешать ему жертвовать другим остающееся у него, ибо достоинство этого выше, чем расходование больших средств богатым.

О соблюдении правил приличия бедным, который принимает дар,
доставшийся ему без его просьб

Когда бедному достаётся что-либо, он должен принимать во внимание три вещи: то, что ему достаётся как таковое, цель, которую преследует дающий, и то, с какой целью сам он берёт это.
Что касается достающегося бедному, то это должно быть дозволенным и не вызывать никаких сомнений, а если даруемое ему вызывает какие-либо сомнения, пусть он остерегается этого.
Что касается цели, которую преследует дающий, то она может состоять либо в том, чтобы сделать приятное сердцу другого человека и добиться его любви, и тогда это будет подарком, либо в том, чтобы получить награду Аллаха, и тогда это будет садакой или закятом, либо в том, чтобы благодаря подарку снискать себе добрую славу и совершить это напоказ другим.
Если говорить о подарке, то нет ничего дурного в том, чтобы принять его, поскольку это соответствует сунне посланника Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, однако дарение не должно быть связано с попрёками, в противном же случае от подарка лучше отказаться. И если будет известно, что частью полученного его будут попрекать, пусть вернет эту часть, а остальное оставит.
Если один человек что-то даёт другому только ради награды Аллаха, это является либо милостыней, либо закятом. В подобном случае человек должен поразмыслить о том, имеет ли он право на получение закята, и если что-то окажется для него неясным, значит допустимость принятия такого подарка сомнительна. В том случае, когда даруемое бедному является садакой и другой человек даёт ему что-то из религиозных побуждений, бедному необходимо обратить внимание на нижеследующее: брать это запретно в том случае, если бедный тайно совершает такие грехи, знание о которых внушило бы богатому отвращение, а милостыня, поданная совершающему подобные грехи не приблизила бы его к Аллаху; то же самое относится и к такому случаю, когда дающий считает того, кому он даёт что-либо, улемом, ибо если на самом деле он улемом не является, брать такое даяние явно запретно, и в этом нет никаких сомнений.
Когда цель дающего состоит в том, чтобы приобрести добрую славу и сделать подарок напоказ другим, его дурное намерение следует отвергнуть и не принимать подарка, так как в противном случае получится так, что принявший подарок способствует осуществлению порочного намерения.
Что касается цели, которую преследует берущий подарок, то ему следует поразмыслить, действительно ли это совершенно необходимо ему или он может обойтись и без этого. Если человек действительно нуждается в том, что ему предлагают, и это не вызывает сомнений, а дающий не имеет никаких порочных намерений, о которых мы уже упоминали, то лучше всего принять подарок. Абдуллах бин Умар, передал, что Умар, да будет доволен ими Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, часто делал мне подарки , я же говорил: «Отдай это тем, кто нуждается в этом больше меня», (но однажды) он сказал:
«Возьми это. Если достаётся тебе что-нибудь из этого имущества не по твоему собственному желанию и ты не просишь (об этом), то бери это и владей этим, и если захочешь, потрать, а если захочешь, то раздай нуждающимся, что же касается (всего остального) , то не стремись к этому!»
Если человеку достаётся больше того, в чём он нуждается, то здесь возможны два случая. Имеется в виду, что человек может заниматься либо самим собой, либо делами бедных, расходуя средства на них в силу присущей ему доброты и щедрости. Если человек занят самим собой, у него нет никаких оснований для того, чтобы брать и оставлять у себя подарок, если же он занимается обеспечением прав бедных, пусть возьмёт то, что для него самого было бы излишним, ибо для бедных это лишним не будет, и пусть поспешит израсходовать полученное на них. Одним словом, всё являющееся для тебя излишним достаётся тебе в качестве испытания, чтобы Аллах посмотрел, что ты станешь делать с этим, тогда как то необходимое, что ты получаешь, является признаком проявления доброты по отношению к тебе, так помни же о разнице между проявлением доброты и испытанием, а Аллах Всевышний сказал:

"Поистине, сделали Мы всё, что есть на земле, украшением для неё, чтобы испытать, кто из них (будет) лучше по делам своим."

О запретности обращений с просьбами без необходимости и соблюдении приличествующего
теми, кто вынужден делать это

Знай, что обращаться к людям с просьбами запрещалось многократно. Так, например, сообщается, что посланник Ал¬лаха,да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Просящий у людей то, что им принадлежит, ради умножения (своего богатства) просит только раскалённых углей, так пусть же (просит) поменьше или побольше ». В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк,да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если человек обращается с просьбами к людям, имея то, что избавляет его (от необходимости просить), он явится в День воскресения со своими просьбами, которые (превратятся) в царапины на его лице». Эти слова ясно указывают, что на подобные просьбы налагается категорический запрет, а кроме того, посланник Аллаха,да благословит его Аллах и Что касается внутренних правил, то речь идёт о том, что бедный человек не должен чувствовать отвращение к испытанию бедности, которому его подверг Аллах Всевышний. Я имею в виду, что он не должен испытывать отвращение к тому, что делает Аллах Всевышний, поскольку это является Его деянием, даже если человек и испытывает отвращение к бедности как таковой.
Что касается внешних правил поведения, то речь идёт о проявлении скромности, соблюдении известных приличий и отказе от открытого обращения с жалобами к людям. Аллах Всевышний сказал:
"Невежественный считает, что они ни в чём не нуждаются, так как (эти люди проявляют) скромность…"
Соблюдение правил приличия для бедняка состоит в том, чтобы он не унижался перед богатым из-за его богатства. Сообщается, что Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Прекрасным является проявление смирения богатого перед бедным в стремлении к награде Аллаха Всевышнего, но ещё прекраснее достойное поведение бедняка, который доверяет Всемогущему и Великому Аллаху, в присутствии богача». Более низкой ступенью по сравнению с этой является поведение такого бедяка, который не общается с богатыми и не стремится ко встречам с ними, так как подобные действия свидетельствуют о его алчности. Кроме того, бедному не следует замалчивать истину в угоду богатым, стремясь что-то получить от них.
Если же говорить о поступках бедняка, то соблюдение правил приличия подразумевает собой то, что из-за своей бедности он не должен заниматься поклонением Аллаху менее активно и это не должно мешать ему жертвовать другим остающееся у него, ибо достоинство этого выше, чем расходование больших средств богатым.

О соблюдении правил приличия бедным, который принимает дар,
доставшийся ему без его просьб

Когда бедному достаётся что-либо, он должен принимать во внимание три вещи: то, что ему достаётся как таковое, цель, которую преследует дающий, и то, с какой целью сам он берёт это.
Что касается достающегося бедному, то это должно быть дозволенным и не вызывать никаких сомнений, а если даруемое ему вызывает какие-либо сомнения, пусть он остерегается этого.
Что касается цели, которую преследует дающий, то она может состоять либо в том, чтобы сделать приятное сердцу другого человека и добиться его любви, и тогда это будет подарком, либо в том, чтобы получить награду Аллаха, и тогда это будет садакой или закятом, либо в том, чтобы благодаря подарку снискать себе добрую славу и совершить это напоказ другим.
Если говорить о подарке, то нет ничего дурного в том, чтобы принять его, поскольку это соответствует сунне посланника Аллаха,да благословит его Аллах и приветвует, однако дарение не должно быть связано с попрёками, в противном же случае от подарка лучше отказаться. И если будет известно, что частью полученного его будут попрекать, пусть вернет эту часть, а остальное оставит.
Если один человек что-то даёт другому только ради награды Аллаха, это является либо милостыней, либо закятом. В подобном случае человек должен поразмыслить о том, имеет ли он право на получение закята, и если что-то окажется для него неясным, значит допустимость принятия такого подарка сомнительна. В том случае, когда даруемое бедному является садакой и другой человек даёт ему что-то из религиозных побуждений, бедному необходимо обратить внимание на нижеследующее: брать это запретно в том случае, если бедный тайно совершает такие грехи, знание о которых внушило бы богатому отвращение, а милостыня, поданная совершающему подобные грехи не приблизила бы его к Аллаху; то же самое относится и к такому случаю, когда дающий считает того, кому он даёт что-либо, улемом, ибо если на самом деле он улемом не является, брать такое даяние явно запретно, и в этом нет никаких сомнений.
Когда цель дающего состоит в том, чтобы приобрести добрую славу и сделать подарок напоказ другим, его дурное намерение следует отвергнуть и не принимать подарка, так как в противном случае получится так, что принявший подарок способствует осуществлению порочного намерения.
Что касается цели, которую преследует берущий подарок, то ему следует поразмыслить, действительно ли это совершенно необходимо ему или он может обойтись и без этого. Если человек действительно нуждается в том, что ему предлагают, и это не вызывает сомнений, а дающий не имеет никаких порочных намерений, о которых мы уже упоминали, то лучше всего принять подарок. Абдуллах бин Умар, передал, что Умар, да будет доволен ими Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветвует, часто делал мне подарки , я же говорил: «Отдай это тем, кто нуждается в этом больше ме¬ня», (но однажды) он сказал:
«Возьми это. Если достаётся тебе что-нибудь из этого имущества не по твоему собственному желанию и ты не просишь (об этом), то бери это и владей этим, и если захочешь, потрать, а если захочешь, то раздай нуждающимся, что же касается (всего остального) , то не стремись к этому!»
Если человеку достаётся больше того, в чём он нуждается, то здесь возможны два случая. Имеется в виду, что человек может заниматься либо самим собой, либо делами бедных, расходуя средства на них в силу присущей ему доброты и щедрости. Если человек занят самим собой, у него нет никаких оснований для того, чтобы брать и оставлять у себя подарок, если же он занимается обеспечением прав бедных, пусть возьмёт то, что для него самого было бы излишним, ибо для бедных это лишним не будет, и пусть поспешит израсходовать полученное на них. Одним словом, всё являющееся для тебя излишним достаётся тебе в качестве испытания, чтобы Аллах посмотрел, что ты станешь делать с этим, тогда как то необходимое, что ты получаешь, является признаком проявления доброты по отношению к тебе, так помни же о разнице между проявлением доброты и испытанием, а Аллах Всевышний сказал:

"Поистине, сделали Мы всё, что есть на земле, украшением для неё, чтобы испытать, кто из них (будет) лучше по делам своим."

О запретности обращений с просьбами без необходимости и соблюдении приличествующего
теми, кто вынужден делать это

Знай, что обращаться к людям с просьбами запрещалось многократно. Так, например, сообщается, что посланник Ал¬лаха,да благословит его Аллах и приветвует, сказал:
«Просящий у людей то, что им принадлежит, ради умно¬жения (своего богатства) просит только раскалённых углей, так пусть же (просит) поменьше или побольше ». В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк,да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если человек обращается с просьбами к людям, имея то, что избавляет его (от необходимости просить), он явится в День воскресения со своими просьбами, которые (превратятся) в царапины на его лице». Эти слова ясно указывают, что на подобные просьбы налагается категорический запрет, а кроме того, посланник Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует, часто велел людям воздерживаться от просьб. Обращаться с просьбами позволительно в случае крайней необходимости или в таких обстоятельствах, которые близки к этому. Так, например, с просьбами к людям позволительно обращаться голодному, который опасается, что может умереть или заболеть, или нагому, которому нечем прикрыть своё тело, однако делать это позволяется лишь до тех пор, пока просящий не будет в состоянии заработать на то, в чём он нуждается, своим собственным трудом.
, часто велел людям воздерживаться от просьб. Обращаться с просьбами позволительно в случае крайней необходимости или в таких обстоятельствах, которые близки к этому. Так, например, с просьбами к людям позволительно обращаться голодному, который опасается, что может умереть или заболеть, или нагому, которому нечем прикрыть своё тело, однако делать это позволяется лишь до тех пор, пока просящий не будет в состоянии заработать на то, в чём он нуждается, своим собственным трудом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий